Средства народных песен

Средства народных песен

Средства народных песен

2006, 2008г. Музыкальные Лады. Второе е-издание.

ЛАД — второй: Сборник русских народных песен. "Древнерусские хиты".

Сборник русских народных песен

— Тексты, Музыка (midi), Караоке

(ocновнoй музыкальный источник: Кarаокe.ru)

Copyright © 2007-2017, KAKRAS.RU [ В этом сборнике можно найти: популярные Русские народные песни — Тексты, Музыка, Караоке ] [ создание: 15.07.06 ][ обновление: 2015 ]

Интернет-Выставка-пpoдажа «О р е н б у р г с к и е П л а т к и»

пуховые Платки, Шали, Банданы, Шарфы, Кардиганы, Палантины, Беретки, Перчатки

pesni.kakras.ru

Слова народные

У каждой песни есть слова, которые написаны конкретным автором. Но у большинства застольных песен авторство текстов обозначено — слова народные. Как это понимать? А так и понимать – авторами текстов этих песен и их первыми исполнителями является сам русский народ. Правда, «странствуя» от одного певца к другому, содержание песен могло варьироваться и изменяться, но слитность напева и слов оставались в сохранности.

Русские народные песни с глубокой древности сопровождали все важнейшие моменты трудовой деятельности людей и их быта. Слова народных русских песен рассказывают о различных жизненных обстоятельствах, которые вызвали какие-либо переживания, чувства и мысли. Но это не «рассказы» о чувствах и мыслях отдельно взятого человека, а передача мыслей и чувств всего народа.

В народном русском творчестве древнейшими являются сочинения времен древнеславянского мира, созданные в период основания Киевской Руси. Большая часть этих произведений — календарные обрядовые песни, пение которых происходило в какое-то определенное время года, изредка в определенный день месяца или года. Слова таких старинных песен повествуют только о трудовой народной деятельности, но и о мировоззрении, поверьях, связанных с поклонением Солнцу, с одушевлением различных природных явлений.

Основной темой текстов русских народных песен были труд земледельца и отдельные явления природы, которые могли повлиять на успех этого труда. В словах некоторых произведений упоминается о тяжелой огородно-полевой работе, однако, жалобы на тяготы женского труда в этих текстах отсутствуют. Напротив, в таких песнях слова народа с любовью поэтизируют крестьянский труд и то, чем он осуществляется. Например, в тексте одной из песен говорится, что «серебряным серпочком девушка жала», а у самого «серпочка» «золотая ручка» была.

Довольно часто песенные народные слова о труде служили как бы фоном, на котором создавалась иная тематика. К примеру, трудовая деятельность и семейная жизнь в текстах многих песен сливаются, плавно переходя от труда к семейным отношениям. По народным понятиям, русская семья должна иметь основу, состоящую из взаимного уважения, любви, дружбы и бережного отношения друг к другу. Поэтому слова о любви можно встретить в большом количестве народных лирических песен. И именно в «любовных» песнях народа выражаются его представление о красоте, в основе которой лежит и труд, и здоровье.

Песни с народным авторством — это живые слова народа, выражающие национальный характер, говорящие о жизни, радости и печали. Свою веру, надежду и любовь русский народ высказывает в собственных текстах песен.

drinking-songs.ru

Данной страницы не существует

Начните, пожалуйста, с главной.

Актуальные цены и товары

Препарат, изготавливаемый по старинному народному рецепту. Узнайте, как он попал на герб города Шенкурск.

Знаменитые капли для профилактики заболеваний и повышения иммунитета.

Монастырский чай от ЛОР заболеваний

Для профилактики и помощи в лечении заболеваний горла и носа по рецепту Схиархимандрита Георгия (Саввы).

Любое использование материалов сайта допускается только с согласия редакции портала и установкой активной ссылки на первоисточник.

Информация, опубликованная на сайте, предназначена исключительно для ознакомления и ни в коем случае не призывает к самостоятельной постановке диагноза и лечению. Для принятия обоснованных решений по лечению и принятию препаратов обязательна необходима консультация квалифицированного врача. Информация, размещенная на сайте, получена из открытых источников. За ее достоверность редакция портала ответственности не несет.

Высшее медицинское образование, врач-анестезиолог.

lorcabinet.com

Русские Народные — слушать онлайн бесплатно

Слушать новинки радио Русские Народные бесплатно

Обращаем внимание на то, что на наших станциях нет услуги заказа песен!

Комментарии оскорбительного характера и с использованием ненормативной лексики, а также ссылки на сторонние ресурсы, не имеющие отношение к обсуждаемой теме, удаляются.

Администрация 101.ru не несет ответственности за содержание комментариев.

101.ru

История русской народной песни

Русские народные песни — важная составляющая фольклора. Это музыкально-поэтическое отражение быта, традиций и истории русского народа. Авторы этих песен забыты, но сами песни передаются из поколения в поколение, хотя у некоторых из них всё же прослеживается литературное происхождение.

Истоки возникновения

Истоком русского народного музыкально-поэтического творчества можно назвать крестьянские песни и былинный эпос древнерусской эпохи. В древности песня отражала мировоззрение и историю народа (былины) и сопровождала быт и основные события в жизни семьи: посевные работы и уборку урожая, смену времён года, а также свадьбы, похороны, рождение детей.

История развития народной песни и музыки

Частично проследить историю русской народной песни можно с XVII века. В знаменитом памятнике литературы того времени – «Домосторое» есть упоминания шутливых песен. В силу строгих нравов, царивших в старину, такое творчество осуждалось и даже объявлялось «бесовским». В эпоху царя Алексея Михайловича даже существовало предписание изымать и ломать найденные в доме музыкальные инструменты (тогда играли на сурнах, харях, домрах и гуслях).

Совершенно другое отношение было к акафистам, псалмам и тропарям – песнопениям, связанным с церковной жизнью и житиями святых. Их признавали полезными для духовного развития человека.

В результате старинные народные песни исполнялись, как правило, во время праздничных застолий.

Правление Петра Первого и его дочери Елизаветы Петровны принесло России множество перемен, и люди столкнулись с новыми реалиями. В результате возникли новые жанры народных песен, например, солдатские, а персонажами стали не только добры молодцы, красны девицы и былинные богатыри, но и подьячие, писари, солдаты и офицеры и т. д. Кроме того, постепенно (вплоть до ХХ – XIX вв.) стал развиваться городской романс, и новые народные песни отчасти копировали его.

В XIX веке появился новый жанр – частушки. Это шуточные четверостишия, написанные пятистопным хореем и исполняемые под характерную мелодию (между прочим, частушки бывают не только народные, но и авторские).

Жанры русских народных песен

Жанры – это разновидности песен по форме и содержанию. Основные известные жанры русских народных песен:

  • Былины. Это эпические песни о героях-богатырях.
  • Обрядово-календарные — масленичные, обжинковые, колядки, веснянки. Они сопровождали смену времён года и связанную с этим работу в поле (раньше большая часть населения жила в сельской местности и работала на земле), народные загадки (их тоже пели, причём чаще всего во время святочных гаданий).
  • Обрядово-семейные — свадебные, вьюнишные, колыбельные песни, а также причитания и плачи, которые исполнялись на похоронах.
  • Лирические. Основные темы – несчастная любовь, тяжёлая жизнь крестьянина, а иногда – разлука с родной страной; в эту же группу входят разбойничьи и трудовые песни (бурлацкие, солдатские и ямщицкие).
  • Частушки. Это шуточные песни-четверостишия. Они высмеивали как пороки отдельных людей (друзей и знакомых исполнителя, а также представителей власти), общественной жизни (бедность) так и просто сочинялись из хулиганства и касались интимной сферы (их так и называют – хулиганские частушки).

Герои русских народных песен

В древнерусских и старинных русских народных песнях основными персонажами были:

  • Былинные богатыри – Микула Селянинович, Вольга, Ставр Годинович, Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич.
  • Языческие божества – Масленица и Кострома и другие, а позднее – и ассоциирующиеся с ними православные святые, например, Агафья-Коровница.
  • Члены семьи – это касалось обрядовых песен, которые посвящались жениху и невесте, их друзьям и родственникам (в свадебных песнях), младенцу (вьюнишные и колыбельные песни), покойному (плачи и причитания).
  • Животные – такие персонажи характерны для колыбельных («Придёт серенький волчок»).
  • Во времена Российской Империи, а затем и Советского Союза стали выделяться некоторые другие персонажи:

  • Представители всех слоёв тогдашнего общества: солдаты, офицеры, подьячие, сельские старосты, обычные крестьяне, рабочие, разбойники, бурлаки и т. д.,
  • Любимый человек (лирические песни и озорные/хулиганские частушки).
  • Отдельно следует сказать, что некоторые частушки на военные темы высмеивали неприятеля, поднимая боевой дух солдат и населения.
  • schci.ru

    Русские B Народные B B Песни B скачать и слушать онлайн

    Тут Вы можете слушать и скачать Русские B Народные B B Песни B в формате mp3 бесплатно без регистрации, а также много другой интересной музыки.

    По запросу русские-b-народные-b-b-песни-b ничего не найдено.

  • Убедитесь, что все слова написаны без ошибок.
  • Попробуйте использовать другие ключевые слова.
  • Попробуйте использовать более популярные ключевые слова.
  • Попробуйте уменьшить количество слов в запросе.
  • poiskm.co

    Типы и жанры народных песен

    Народные песни – это те сказания, музыка и слова которых появились в ходе развития определённой культуры. В большинстве случаев эти песни не имеют автора, так как были составлены народном. Все существующие жанры народных песен невозможно перечислить. Но о самых основных вы сможете узнать из этой статьи.

    В школе детям дают азы фольклора на уроках музыки и литературы. О том, какие же бывают жанры народных песен, 4 класс узнаёт именно там. Учителя проводят общеобразовательные уроки, на каждом из которых дети ознакамливаются с определённым типом народного творчества. Особый акцент делается на жанры народных песен, примеры воплощения которых ученики пытаются отыскать в реальности.

    Наверное, самые первые песни, которые появились на Земле – это песни о родине. Они возглавляют раздел «жанры народных песен». Примеры такого творчества можно найти в культуре народов Франции, Германии, Англии и Шотландии.

    Песни о родине, в свою очередь, делятся на:

    Первый тип народных песен несёт в себе некий мрачный характер. Их содержание было чётким, ясным и последовательным. Появление самых первых баллад приписывают ещё к средневековью, в России же этот жанр появился лишь в XIX веке.

    Самые знаменитые примеры этого типа песен: «Громвал», «Людмила», «Солнце и месяц», «Воздушный корабль», «Песнь о вещем Олеге».

    Былины также появились в Средние века и означают «рассказ, согласно фактам». Яркий пример – «Слово о полку Игореве». Основу таких песен составляли рассказы о предметах быта и некоторые факты истории.

    В содержание исторических песен входили всевозможные исторические события, которые происходили с народом. Но этот тип творчества закончил своё существование ещё в XIX веке, так как был вытеснен новыми появившимися народными формами фольклора. Эти песни отображали события начиная от второй половины XIV в. («Взятие Казани», «Оплошность казаков», «Полтава») и до окончания Второй мировой войны.

    Небылицы были неким типом песен, который соединял в себе все предыдущие, только вот написаны они были в шуточной форме и не имели никакого реального отношения к истории.

    Рабочие или трудовые песни были созданы очень и очень давно для облегчения труда рабочих. В таком же духе люди сочинили ещё некоторые жанры народных песен. Трудовые напевки исполнялись с определённой ритмикой и интонацией, которые побуждали людей к активной работе. Чаще всего в них присутствовали определённые выкрики и повторы. В песне обязательно присутствовали шутки, которые и подбадривали людей.

    Самый яркий и запоминающийся пример данного жанра «Эх, ухнем!». Ритмика самой песни сделана таким образом, что связана с равномерностью движений во время работы.

    Тип песен о любви входит в особый раздел «жанры народных песен». Лирические мотивы этого вида творчества чаще всего исполняются женским полом, лишь в самых редких случаях это бывает хор мужчин. Основные виды песен о любви:

    Свадебные песни были основой каждой семьи, ведь их знал каждый. Такой великий праздник сопровождался различными песнями, как грустными, о расставании дочери с родительским домом, так и весёлыми, которые пророчили молодой счастливую жизнь. Петь песни о любви начинали ещё на девичнике.

    Жанр причитания – это песни, которые несли в себе трагическое содержание и сопровождались грустной мелодией. Этот тип народного творчества сочетал в себе не только песни о безответной любви или любви на расстоянии, но также это могли быть песни-рассказы о каком-то плачевном событии.

    Пестушки можно отнести и к жанру песен о любви и к жанру колыбельных, так как начинали их петь матери своим детям ещё в колыбели. Эти песни восхваляли ребёнка, желали ему здоровья и счастья в его жизни.

    Хороводные и плясовые

    Хороводное и плясовое творчество – самые весёлые и любимые жанры русской народной песни. Примеры этого типа сохранились в очень большом количестве: «Просо», «На Иванушке чапан», «Не спасибо те, игумну тебе», «У ворот, ворот батюшкиных», «Катенька веселая».

    Хороводные и плясовые песни состоят из приглашения к танцу (хороводу), самого действия и заключительной его части.

    Эти жанры народных песен несли в себе сатирическое содержание, которое было связано с танцами и поэзией. Какое-то время этот тип творчества был неким магическим обрядовым ритуалом. Но с годами эти песни потеряли свою актуальность и стали просто способом развлечения на праздниках. Чаще всего хороводы водили весной, так как считалось, что так можно призвать тепло, намного реже народ развлекался в летнее время, так как работы и так хватало. А вот зимние посиделки заканчивались очень быстрыми танцами и песнями.

    Природа России очень богата и разнообразна, соответственно, и песен о ней просто не сосчитать. Придумывали эти песни земледельцы и пахари, в свободное время, так как им хотелось отдохнуть от работы, и они всегда находились среди живой природы.

    Многие жанры народных песен, календарно-обрядовые, трудовые, солдатские, приписывают этот вид песен к подразделу своего основного. Но это вовсе не правильное суждение. Песен о природе очень много, они проводят параллель между самой природой и существованием человека, а также созданного мира вокруг него. Здесь нет места работе или военным разборкам, или же каким-либо празднованиям. Они созданы лишь с целью рассказать обо всей красоте вокруг рабочих людей.

    Поэтому песни о природе явление самостоятельное и не может быть частью ни одного из разделов «жанры русской народной песни». Примеры песен о природе просто не сосчитать: «Снежки белые, пушистые», «Слушай, жаворонок», «Спускается солнце за степи», «Весна. Большая вода», «Вечерний звон».

    Календарно-обрядовые песни сопровождали русский народ очень долгое время, так как исполнялись они во все времена года и независимо от праздников или погоды. Данные вид фольклора существует уже более двух тысяч лет. Выделяют очень много подвидов этого жанра:

    — зимние песни (колядки);

    — летние (песни на Ивана Купала);

    — песни пахоты и сева, сбор урожая;

    Данный список можно продолжать ещё долго, ведь это самые распространённые жанры русской народной песни. Примеры обрядовых песен сохранились и до сегодня, их разучивают на уроках музыки в 4-м классе. Это «Коледа-Моледа», «Посеяли девки лён», «Завью венки».

    Для русской культуры характерны различные смешные мотивы и самые разнообразные жанры народных песен. 4 класс, например, в обязательном порядке разучивает частушки и делает это с большим удовольствием, так как это очень лёгкие четверостишья, которые имеют музыкальное сопровождение. В древние времена эти песни сочиняла сельская молодёжь и исполняла на различных гуляньях под балалайку или гармонь. Со временем частушки приобрели более бытовой характер и имеют отображение даже в сегодняшней культуре.

    Существует мнение, что первые частушки появились в XVII веке. Но они были больше похожи на сатирические стихотворения, а не на песни.

    Частушки включают в себя и другие жанры народных песен:

    — лирические (с самым различным содержанием);

    — страдания (о любви);

    — матаня (обращение к возлюбленной/ному);

    — плясовые (самый распространённый сатирический вариант частушек).

    Колыбельные

    Самым лирическим жанром народной песни принято считать колыбельную. Ещё с давних времён повелось, что их исполняют либо матери, либо няни детям для их убаюкивания. Музыкального сопровождения требуют все предыдущие жанры народных песен. Колыбельные же песни исполняются акапельно.

    Данный жанр песни – это некий оберег ребёнка от злых сил. Считалось, что во сне можно увидеть страшных существ, привидений или просто неприятные события, но когда ребёнок открывал глаза – всё это исчезало. Именно поэтому в некоторых колыбельных можно услышать устрашающие слова, например «придёт серенький волчок и укусит за бочок».

    Солдатские

    Солдатские песни входят в состав более крупного жанра – отходнических песен. К ним же относятся бурлацкие, чумацкие, рабочие (если эта работа далеко от дома) и ямщицкие.

    Первые солдатские песни появились вместе с казачеством в XVII в. Так как это явление было новым (новые условия жизни и традиции), песни смогли в полной мере отобразить события тех лет. Основные темы таких песен: военно-исторические события, которые в красках описывают всё происходящее, создание образов героев. Солдатский фольклор рассказывал о военных действиях правдиво и сурово, но это не означало, что у солдаты и казаки не придумывали юмористических песен.

    Данные жанры народной песни с примерами сохранились до сегодня в очень большом количестве. Это «За рекой Ляохэ загорались огни», «Знают турки нас и шведы», «Полтавский бой», «Ура Царю – Отцу России», «Вороные кони рвутся».

    fb.ru

    Поздравления

    Ах вы, сени, мои сени

    Сени новые, кленовые.

    В темном лесе

    Вдоль да по речке

    Сизый селезень плывет.

    Вдоль по Питерской

    По Тверской-Ямской, по дороженьке.

    Вдоль по улице метелица метет

    За метелицей мой миленький идет.

    Вечерком одна гуляя.

    Вечерний звон

    Как много дум наводит он.

    Виновата ли я

    Виновата ли я, что люблю.

    Во поле береза стояла

    Во поле кудрявая стояла.

    Вот кто-то с горочки спустился

    На нём защитна гимнастерка.

    Вот мчится тройка почтовая

    Ямщик, уныло напевая.

    Как их с горя, как с радости пели.

    Ехал из ярмарки ухарь-купец

    Ухарь-купец, удалой молодец.

    Живет моя отрада

    А в терем тот высокий.

    Из-за острова на стрежень

    Как много девушек хороших

    Но лишь одно из них тревожит.

    Как хотела меня мать

    А тот первый — он да неверный.

    Каким ты был

    Орел степной, казак лихой.

    Калина красная

    В саду ягода малинка, малинка моя.

    Клен ты мой опавший

    Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой.

    Когда б имел златые горы

    Все отдал бы за ласки, взоры.

    Колокольчики мои

    Что глядите на меня.

    Коробейники

    Есть и ситец, и парча.

    Любо, братцы, любо

    Миленький ты мой

    Там, в краю далеком.

    Москва златоглавая

    Словно лебеди, саночки.

    На горе-то калина

    Ну что ж, кому дело, калина.

    На Муромской дорожке

    Прощался со мной милый.

    Напилася я пьяна

    Довела меня тропка дальняя.

    Новогодняя песня

    Месяц птицею летит.

    Ой, да не вечер..

    Мне малым-мало спалось.

    Ой, да ты, калинушка

    Ой, мороз, мороз

    Ой, цветет калина

    Парня молодого полюбила я.

    Окрасился месяц багрянцем

    «поедем, красотка, кататься.

    Отговорила роща золотая

    Березовым, веселым языком.

    Перевоз Дуня держала

    Письмо матери

    Жив и Я. Привет тебе, привет.

    По дону гуляет, по дону гуляет

    По дону гуляет казак молодой.

    По улице мостовой

    Шла девица за водой.

    Подмосковные вечера

    Все здесь замерло до утра.

    Пойду ль я, выйду ль я

    Во дол, во долинушку, да.

    Помню, я еще молодушкой была

    Вечерело, я стояла у ворот.

    Поручик Голицын

    Потеет дождями донская весна.

    Пчёлочка златая

    Жаль, жаль, жалко мне.

    Раскинулось море широко

    И волны бушуют вдали.

    Сама садик я садила

    Сама милого любила.

    Спят курганы темные

    И туманы белые ходят чередой.

    Степь да степь кругом

    В той степи глухой.

    Степь раздольная

    Таганка, зачем сгубила ты меня.

    Тройка мчится, тройка скачет

    Колокольчик то заплачет.

    Утес Стеньки Разина

    Он с боков от подножья до края.

    Бедна сакля твоя.

    Лес зеленый шумит.

    Черный ворон

    Над моею головой.

    Что стоишь, качаясь

    Шумел камыш, деревья гнулись

    А ночка темная была.

    СМС поздравления

    © All Rights Reserved.

    При использовании материалов ссылка обязательна — Пожелание.ру — Тексты русских народных песен

    pojelanie.ru

    Урок литературы "Русские народные песни", 8 класс

    Тип материала: Урок

    Рейтинг: голосов:4 просмотров: 128837 комментариев: 2

    Место проживания: Республика Татарстан, Апастовский муниципальный район, пгт Апастово

    Название учебного заведения: МБОУ «Апастовская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»

    Учебник, по которому ведется обучение: Коровина В.Я., Журавлев В.П. «Литература 8 класс»: Учебник для образовательных учреждений: в 2-х ч., Москва «Просвещение», 2010

    Тема: «Русские народные песни», раздел «Устное народное творчество»

    Продолжительность урока: 45 минут

    Использование информационных технологий: мультимедийный проектор, презентация Microsoft Power Point 2003

    Тема: Русские народные песни

    Цель: привитие интереса к традициям русского народа, к истокам народной культуры, исследование глубин русской истории и культуры через постижение русской песни – одного из главных богатств народной культуры.

    Задачи: повторить жанры устного народного творчества; показать особенности жанра русской народной песни, вызвать интерес учеников к этому жанру; развивать речь учащихся, их кругозор и творческие способности, совершенствовать навыки анализа лирического произведения; воспитывать у учащихся нравственные ценности, уважение к традициям своей Родины, её культурному наследию.

    Тип урока: урок-семинар, урок-концерт.

    Роль и место темы в курсе: данный урок входит в раздел «Устное народное творчество» и проводится в 8 классе на втором уроке литературы. Подходит для любого УМК.

    · Компьютер, мультимедийный проектор.

    · Презентация к уроку «Русские народные песни».

    · Фонограмма русских народных песен.

    · «Жить припеваючи. » История русской народной песни. / Колпакова О. В.- 2010

    1. Актуализация знаний учащихся об устном народном творчестве:

    1) Выступления творческих групп учащихся: повторение жанровых особенностей былин, сказок, пословиц, поговорок, обрядового фольклора (проверка домашнего задания).

    2) Беседа с учащимися:

    — Каковы особенности жанра сказки? Какие мечты народа воплощены в сказках?

    — Какие черты характера воспеваются в народных сказках?

    — Какие типы сказок вам известны?

    — Чем отличается былина от сказки и что между ними общего?

    — Какие циклы былин вы знаете?

    — Что такое пословицы, поговорки? Приведите примеры, объясните их смысл.

    — Что общего у пословиц и поговорок и чем они отличаются?

    — Что вы знаете об обрядовом фольклоре? Чему посвящаются произведения обрядового фольклора?

    Мы знакомы уже со многими жанрами устного народного творчества. В основном это эпические жанры. Особый пласт в русском фольклоре составляют народные песни.

    Петь – природная потребность человека. Лирические и плясовые, колыбельные и хороводные песни, причитания и былины помогали русскому народу обрести и выразить свою душу. Столетия сопровождали они народ в его великом историческом пути.

    Русская народная песня, к сожалению, мало знакома современным детям. Однако это богатейший пласт культуры, с помощью которого формировались национальные особенности русского народа и который продолжает влиять на многие современные тенденции.

    Сегодня мы с вами узнаем о том, из каких ритмов родилась песня тысячелетия назад, какую роль играла она в древних обрядах, как звучала она в праздники календарного цикла; познакомимся со значением исторических, хоровых, любовных, солдатских, семейных песен.

    3. Сообщения подготовленных учащихся о русской народной песне:

    1 ученик : Сообщение на тему «Народные песни»

    2 ученик: Сообщение на тему «Календарно-обрядовые песни»

    Язычеством называют древнюю веру человека в силы природы. Корень «язык», «языч» здесь не случаен. Связь с силами природы люди устанавливали через язык, речь, через молитву (от слова молвить). Первые песни были молитвами. Обращения в них к Солнцу, к Месяцу, к Земле-матушке, Зорьке, Звездам, Ветру сохранились в песнях до нашего времени.

    Молитвы были не только просьбами защитить или одарить. С помощью песен люди пытались активно менять действительность. Песня могла лечить и, напротив, быть проклятьем, могла подарить смелость, охранить в бою или обессилить врага. В песне исполнители выступали от имени богов, передавали их волю. Песней помогали богам. Поэтому считают: что споешь, то и исполнится!

    К началу важного дела нужно тщательно готовиться, необходимо на него настроиться. Совсем так же, как настраиваем мы музыкальные инструменты, чтобы правильно, без фальши сыграть красивую мелодию. Нельзя играть на разлаженных струнах. Лад – ключевое слово, от него произошли лады, ладно, ладушки — и разлад.

    Лад творили весной, когда природа просыпалась. Нужно было помочь природе, позвать, кликнуть весну, напомнить, что ее ждут, чтобы ничего она не забыла:

    Со великою к нам

    Жизнь земледельца зависит от природы, и потому еще в глубокой древности люди старались на нее воздействовать. Появились обряды, целью которых было заклинать плодородие земли, хороший приплод домашнего скота, семейное изобилие и благополучие. Время совершения обрядов совпадало со сроками работ по выращиванию урожая.

    С течением времени земледельческий календарь причудливо соединялся с календарем христианских праздников. В каждый из праздников совершались определенные обрядовые действия и пелись приуроченные к этому празднику песни. Цель всех обрядов и песен была одна – способствовать жизненному благополучию крестьян. Потому календарным песням свойственно не только торжество смысла, но и определенное единство музыкального напева.

    Весенние песни назывались веснянками. Они похожи на заговоры, каковыми и вправду являлись старинные времена. Они пелись протяжно, как призыв издалека.

    Дай, весна, добрые годы,

    Годы добрые, хлебородные!

    Зароди жито густое,

    Жито густое, колосистое!

    Календарные ритуалы по-своему организовали крестьянский быт. Без них мир распался бы для крестьянина на хаотические и неуправляемые враждебные силы, готовые уничтожить саму жизнь. И магически и поэтически песни комментировали обрядовые действия, а те, в свою очередь, организовывали крестьянский быт и упорядочивали природу, от которой этот быт зависел.

    Сообщение на тему «Хороводные и игровые песни»

    Праздники не обходились без хороводов и плясок. Хоровод – круг подобен солнцу. Хождение по кругу в старинных игрищах уподоблялось хождению за солнцем, по ходу солнца и называлось «посолонь». Оно сопровождалось песней, которую исполняли все участники хором. Хоровод объединял, сплачивал людей. Участники хоровода не только пели, двигаясь по кругу, но и могли приплясывать, разыгрывать действия. В зависимости от характера песни различались хороводы игровые и орнаментальные или, по-другому, кружевные.

    В орнаментальном хороводе участники ходят кругами, заплетают из хороводной цепи различные фигуры: «завивание капустки», «заплетение плетня». Песни в таком хороводе связаны с картинами родной природы, коллективным крестьянским трудом:

    Всё не мак цветёт,

    Под тобою, берёзынька,

    В хороводе стоят,

    Про тебя, берёзынька,

    Далеко, не близко,

    Как во поле, поле

    Девка просо полет,

    То-то люли, то-то люли,

    То-то люлюшки мои!

    По широкой столбовой,

    По широкой столбовой

    За ней парень молодой,

    Кричит: «Девица, постой,

    Пойдем вместе за водой,

    За холодной, ключевой».

    – «Ах ты, парень-паренек,

    Твой глупенький разумок!

    Не кричи во весь народ,

    Мой батюшка у ворот;

    Зовет меня в огород

    Чесноку, луку полоть».

    С исчезновением старинных плясок и приходим модных городских танцев песни стали меняться. В это время особо ярко зазвучали частушки. Эти короткие песенки называли в разных местах по-разному: припевки, пригудки, приговорки, прибаски, прибаутки, вертушки и коратушки.

    Частушка считается изобретением поздним, городским. Появилась она в конце XIX

    – начале XX веков. Но исследователи обнаружили глубокие корни современных веселых куплетов. Частушка тоже была связана с обрядом.

    Ой, ни кукушечка кукует,

    Не соловьюшко поет.

    А не родимая ли мамынька

    Мне голос подает?

    Было и особое время для исполнения частушек: после заката, во время кукования кукушки или в праздники.

    Были частушки жнивные, сенокосные, качельные, плясовые, свадебные, корильные, веселые частушки-скоморошины, изображавшие действительность в абсурдном, смешном виде, частушки рекрутские, поминальные.

    Частушка помогала избавиться от тоски. В коротеньких песнях главным был не сам обряд, а внутренний мир человека. Хорошо звучит частушка под балалайку или гармошку. В XIX веке нередко исполнялись частушки «под язык»: один поет, а остальные подражают голосами каким-нибудь музыкальным инструментам.

    Частушки благополучно дожили до наших дней. Этот жанр весьма популярен и сейчас. На любой злободневный момент русский народ готов откликнуться короткой и остроумной песенкой.

    4 ученик: Сообщение на тему «Семейно-обрядовые песни»

    6 ученик: Сообщение на тему «Традиционные лирические песни»

    4. Прослушивание лирических народных песен и беседа:

    Звучат песни в исполнении Н. Кадышевой, Н. Бабкиной, Л. Зыкиной (на усмотрение учителя).

    Песня «Тропочки» (исп. «Русская песня», Н. Бабкина)

    Песня «Ой, снежок» (исп. «Золотое кольцо»)

    Песня «Ой, мороз, мороз» (исп. «Золотое кольцо»)

    Песня «Ивушка» (исп. Л.Зыкина)

    — Понравились ли вам песни? В чем, на ваш взгляд, их особенность?

    — Что является предметом изображения в народных лирических песнях?

    5. Устный анализ народной песни по предложенному плану:

    1. Выразительное чтение (или исполнение) песни.
    2. Смысл названия песни.
    3. Кто и когда мог её исполнять?
    4. Каким чувством проникнута песня?
    5. Какие художественные приёмы использованы в этой лирической песне?
    6. Из каких частей она состоит?
    7. Какие средства художественной выразительности использованы в ней?

    6. Работа с учебником: чтение и обсуждение статьи В.Аникина «Русские народные песни» (стр. 5-8)

    Какие жизненные обстоятельства вызывали появление народных песен?

    — На какие группы делятся народные песни?

    — Почему народные песни используются в литературе и в других видах искусства? Приведите примеры.

    — В чём особенность исторических песен?

    — Какова роль исторических песен?

    — Могут ли в наше время появляться народные песни?

    7. Выразительное чтение хороводных, лирических, исторических песен, исполнение частушек.

    Читаем (а ещё лучше – поём) народные песни, помещённые в учебнике, а также песни, самостоятельно подобранные для урока учащимися и учителем.

    8. Конкурс на лучшее исполнение народной песни.

    Подведение итогов конкурса, выявление победителей.

    — Как вы понимаете слова литературного критика: «У нас народ, — писал Н. А. Добролюбов, — сопровождает пением все торжественные случаи своей жизни, всякое дело, всякое веселье и печаль». (Ответы учащихся).

    (Учитель отмечает удачные ответы, сообщения, исполнение, прозвучавшие во время урока, обращает внимание на исторические песни и предания, на передачу в них исторических событий).

    10. Домашнее задание:

    1 вариант: Перечитать предания, исторические песни и подготовить ответ на вопрос: «Как сообщает народ об исторических событиях в преданиях и песнях?» (стр. 8-14)

    2 вариант (на выбор):

    — Написание собственных или коллективных (от группы учащихся) песен.

    — Создание частушек на школьные темы.

    — Конкурс на лучшее инсценирование обрядовой песни.

    — Создание сценария вечера (концерта) на тему «Русская народная песня».

    · «Литература. 8 класс» учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. /Составитель В.Я.Коровина — Москва: Издательство «Просвещение», 2010.

    Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:

    Фонограммы народных песен:

    Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

    Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 5800 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

    (Дополнительный раздаточный материал из коллекции

    цифровых образовательных ресурсов)

    1 ученик: Народные песни

    Песня – небольшое стихотворное произведение, предназначенное или используемое для пения. В фольклоре текст песни возникает одновременно с мелодией; литературная песня создаётся как стихотворение, которое может быть положено на музыку.

    Различают исторические, обрядовые, лирические народные песни. В песнях нашли отражения реальные события прошлого, уклад народной жизни, обычаи народа, его традиции.

    С другими произведениями фольклора народные песни сближают их языковые особенности: народный стих 1 , повторы, сравнения, постоянные эпитеты, использование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

    Какие народные песни вы знаете?

    1. В народном стихосложении наблюдается определённое количество ударных слов в стихе (чаще три или четыре слова), количество слогов от ударения до ударения может быть разным; как правило, это нерифмованные стихи

    4 ученик: Семейно-обрядовые песни

    Семейно-обрядовые песни сопутствовали обрядам, связанным с важнейшими событиями в жизни человека. Пелись свадебные песни: песни девичника; величальные песни свадебного пира; свадебные причитания невесты. Рекрутские песни сопровождали обряд проводов в солдаты 1 . Были и похоронные песни, песни-плачи.

    Свадебный обряд был одним из самых сложных. Народная свадьба распадалась на несколько этапов: предсвадебный цикл (сватовство, сговор, зарученье, девичник), собственно свадебные церемонии (сборы невесты, приезд за невестой, венчание, свадебный пир) и послесвадебные (отгостки). Невесте перед свадьбой полагалось причитать: сожалеть о вольной, девичьей жизни. Это ритуальные причитания:

    Все прошло да прокатилося,

    Все да миновалося,

    Девье да беспечальное житье…

    О женихе пелось:

    Вот он едет, погубитель мой,

    Вот он едет, разоритель мой,

    Вот он едет расплести косу,

    Вот он едет – потеряй красу…

    На свадьбе жениха и невесту величали. Невеста «Без белил … белешенька, Без румян щечки алые, Без сурьмил брови черные». Жених

    На коня садится,

    А конь веселится,

    По улице скачет –

    Вся улица сияет.

    К роще подъезжает –

    В конце свадебного пира пелись корильные песни, обращенные к его участникам. Они были полны шуточных, пародийных величаний:

    Как на дружке-то кафтан

    Весь по ниточке собран…

    Только без подошвы.

    Похоронные причитания и рекрутские причитания во многом схожи между собой. Проводы на 25 лет были равносильны смерти, именно поэтому в рекрутских причитаниях столько боли и тоски родных:

    Не дай Господи на сем да на белом свете

    Уже жить да в грозной службе государевой:

    Как еденьице солдатушкам – сухарики,

    Как питемьице им – водушка со ржавушкой…

    1. Рекрутская служба в царской России длилась 25 лет

    Исторической песней называются эпические и некоторые лиро-эпические произведения, в которых рассказывается об исторических событиях и эпизодах из жизни исторических лиц.

    Исторические песни – это продолжение и развитие былинного народного эпоса. Былина воспевает подвиги богатырей. В их гиперболизированных образах воплощены народные представления о русской силе, могуществе, готовности встать на защиту Родины. Вражеская сила предстает в былине как фантастическое, сказочное существо, у которого нет однозначного исторического прообраза. Исторические события седой старины в былинах теряют черты реальности.

    В исторических песнях, напротив, упоминаются вполне определённые исторические события, называются конкретные исторические лица. Народной памяти удостаиваются только выдающиеся события и выдающиеся исторические деятели: это цари Петр I, Иван IV (Грозный), это и народные заступники – вожди крестьянских восстаний Степан Разин, Емельян Пугачёв, это и вольный казак, смелый покоритель Сибири Ермак Тимофеевич.

    Исторические песни выражали чувства безымянных авторов в связи с войнами, походами, народными восстаниями. Это народная оценка истории, её творцов, выражение души народа.

    В XVI веке складываются циклы песен вокруг Ивана Грозного и героя, выдвинутого народом, – Ермака. По народным песням видно, за что царь получил свое прозвище. Царь велик, заслуги его неоспоримы. В то же время Иван Грозный по малейшему подозрению готов «казнить-вешать» своих пушкарей, во время карательных походов уничтожает целые города, в гневе посылает на казнь своего сына:

    «Ай же вы, мои слуги верные,

    Палачи мот немилосливые! 1

    Берите-ка моего сына царского,

    Того ли Федора Иванова,

    За него за ручушки за белыя,

    За него за перстни за злачёные,

    Ведите-тко на поле на Куликово,

    На это-то на место на торговое,

    Срубите-тко ему буйну головушку

    За него изменушку великую!»

    Вторая половина XVII века ознаменовалась крупнейшим событием – крестьянским восстанием под предводительством Степана Разина. В это время крестьяне осознали себя самостоятельной силой. Основной стала тема социального протеста:

    «Судари мои, братцы, голь кабацкая,

    Поедем мы, братцы, на сине море гулять,

    Разобьемте, братцы, бесурмански корабли,

    Возьмем мы, братцы, казны сколько надобно,

    Поедемте, братцы, в камену Москву…»

    Пугачевский цикл исторических песен является продолжением разинского цикла. Эти песенные циклы объединяют общие мотивы, настроения.

    Исторические песни в течение нескольких столетий были для народа одним из главных источников знаний о своем прошлом.

    Покажите отличие исторических песен от былин.

    Чем можно объяснить возникновение циклов исторических песен?

    6 ученик: Традиционные лирические песни

    Песни пелись не только в связи с обрядами, но и просто для удовольствия: на посиделках, за повседневной работой. Эти песни веками служили народу для выражения переживаний и чувств, поэтому их называют лирическими. В песенном фольклоре лирические песни занимают большую часть. Появились эти песни позже, чем обрядовые. Все оттенки духовной жизни народа нашли в них воплощение.

    В любовных песнях говорилось о первых встречах влюбленных, их любовной радости и тоске, верности и измене. Семейные песни рассказывали о несчастной жене и строгом или старом муже; о муже, который женился не по любви и теперь несчастлив, лишь и остается ему вспоминать прежнюю любовь. Молодые пели о суровых родителях, невестка – о неласковой свекрови.

    Были песни разбойничьи, тюремные, солдатские, ямщицкие, бурлацкие, песни о крепостной неволе – они помогали переносить тяготы жизни, облегчить душевные муки. Такие песни врачевали душу человека. Поющий чувствовал, что он не одинок в своем горе, что такое горе переживалось многими и многими людьми. Народное сочувствие страдающему, которое слышалось в этих песнях, приносило утешение. Вот, например, разбойничья песня «Не шуми, мати зеленая дубровушка, Не мешай мне думу думати…». Её поют в разбойничьем отряде Владимира Дубровского, её поёт Пугачёв в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Хотя и нарушали разбойники многие законы, в песне слышится сочувствие к их несчастной доле. В ней воспевается и удаль молодецкая, и слышится грустное раздумье о неминуемой смерти, ожидание суровой расплаты.

    Названные виды лирических песен по-другому называют протяжными, «голосовыми», «долгими». Все эти определения указывают на неторопливый, распевный характер песни. В песне основным является музыка. Передать содержание без музыки сложно, так как практически отсутствует рифма и как стихи текст песни не воспринимается. Ритмический рисунок возникает здесь лишь при пении, певец вставляет в текст многочисленные повторы, восклицания, междометия, что с одной стороны усиливает эмоциональность, с другой – подчеркивает ритм.

    Каждый исполнитель пел о себе, вкладывая свою душу. Но песня передавалась от поколения к поколению долгое время и от этого становилась по-настоящему народной.

    www.uchmet.ru

    Смотрите еще:

    • Фурункулы народные методы лечения Фурункулы – лечение народными средствами Лечение фурункулеза народными средствами в домашних условиях часто бывает более эффективным, чем официальное. Наиболее быстро избавиться от фурункула можно с помощью печеного лука и народных средств на основе хозяйственного мыла. Здесь приведены примеры, как удалось вылечить фурункулы, взятые из […]
    • Целебное лукошко что это Последние новости: Причиной большинства наших заболеваний зачастую являются наши неправильные мысли, неправильная система ценностей, а как следствие привычки и шаблоны поведения. Это все происходит потому, что современное общество забыло о простых истинах, которые передаются из поколения в поколение, излагаются разными словами и […]
    • Целебная руна К вопросам о самореализации Меню навигации Пользовательские ссылки Объявление Информация о пользователе Целящие Руны Сообщений 1 страница 10 из 134 Поделиться12012-12-13 11:17:41 Автор: Lakshmi Администратор Откуда: NY Зарегистрирован: 2008-09-27 Сообщений: 44435 Уважение: +43061 Позитив: +30062 Последний визит: […]
    • Средства от варикоза народная медицина Народная медицина против варикоза: средства и способы, бабушкины рецепты Опубликовано: 12 мар 2015 в 22:15 Использование синтетических препаратов для лечения любых заболеваний, в том числе и варикозного расширения вен, всегда приводит к каким-либо неприятным последствиям. А вот лечение варикоза народными средствами, если и небезопасно […]
    • Язва 12-перстной кишки народные рецепты Народное лечение язвы двенадцатиперстной кишки — как лечить язву 12 перстной кишки ОТЗЫВЫ: 3 Рубрика: ЯЗВА Народное лечение язвы двенадцатиперстной кишки чагой Женщина делала настой 3 стакана натертой чаги на 3 литра теплой кипяченой воды, настаивала 2 суток. Пила не мене трех стаканов в день этого настоя. Язва двенадцатиперстной […]
    • Тунец рыба полезные свойства Полезные свойства тунца Содержание Тунец – ключевой продукт американской рыбной диеты. Во многом популярность этой морской рыбы предопределил ее богатый питательный состав, включающий омега-3, протеины, витамины и минералы. Другими словами, практически все, что нужно человеческому организму в пищевом плане. Фото: Depositphotos.com. […]
    • Целебные свойства пирамид при онкологии ПИРАМИДЫ Пирамида – многогранник, основание которого – многоугольник, а остальные грани – треугольники, имеющие общую вершину. Она называется правильной, если её основанием является правильный многоугольник, а вершина проецируется в центр основания. «Пирамида» - это термин, берущий свой исток в древней Греции. Древние греки именовали […]
    • Целебные мостики Серебрянные мостики Ирины Васильевой - металлотерапия Сообщений 1 страница 17 из 17 Поделиться 1 23.02.2012 16:38 Автор: Элл Активный участник Зарегистрирован: 09.02.2009 Сообщений: 339 Уважение: +258 Позитив: +26 Провел на форуме: 11 дней 14 часов Последний визит: 09.03.2017 15:59 Серебрянные мостики Ирины Васильевой - […]